Строительно-конструктивные игры для детей

Строительно-конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры для детей дошкольного возраста относятся к числу созидательных. К трем годам у ребенка структура мозга сформирована на 90%, поэтому формирование его интеллектуальных способностей происходит за счет повышения активности в условиях обучающей среды. Усиленное развитие в раннем детском возрасте пробуждает таланты, заложенные в ребенке. Потом может быть уже поздно.

В Японии, например, популярен метод обучения игре на скрипке с двух лет. А основатель компании SONY Масару Ибука является убежденным сторонником раннего обучения и даже написал книгу «После трех уже поздно». Строительные игры в доу обладают большим потенциалом развития детей. Ведь в домашних условиях нередко бывает так, что строительные игры ребят начинаются и заканчиваются в песочнице.

Строительно-конструктивные игры для детей

 

Строительные игры как проявление творческой активности ребенка

Строительные игры полезны не только тем, что способствуют интеллектуальному развитию ребенка, но и тем, что дают ему возможность проявить позитивную активность, которая является альтернативой детской агрессивности. Дети могут подражать тому, что наблюдали на стройке: «работать» каменщиками и монтажниками, подвозить строительные материалы, но даже в этом случае они остаются маленькими творцами.

Игры со строительными материалами без вмешательства взрослых часто заканчиваются возведением неуклюжего, но оригинального дома в виде фантазийных башен или сооружений округлой формы, напоминающей космические объекты.


Довольно продолжительное время считалось, что детям достаточно лишь предоставить строительную игрушку, а дальше процесс развития конструктивной игры пойдет сам собой. Сейчас теория дошкольного воспитания исходит из ценного опыта руководства строительными играми детей. Поинтересоваться, что хотели бы построить дети и предложить реализовать мечту, показать способы и приемы строительства, обратить внимание на различные архитектурные стили, понаблюдать за ведущейся стройкой, - все это входит в работу по организации строительных игр с детьми. Их задача - дать дошколятам возможность в полной мере проявить инициативу, выдумку, пробудить их умственную активность.

Строительно-конструктивные игры для детей

 

Замысел и его реализация в строительных играх

Строительные игры познавательны, что роднит их с дидактическими. Но, в отличие от дидактических, главным в них является не обучающее, а созидательное содержание игры. Дети используют самые различные детали в качестве строительного материала и применяют его для формирования нового организованного пространства. Изучение формы, величины и цвета не является главным в строительных играх. В них гораздо более значимо сравнение разных величин, форм, цвета деталей, их подбор в соответствии с замыслом.

В строительных играх в младшей группы у детей уже появляется замысел. Но у малышей он чаще всего напрямую связан с конкретными игрушками и предметами. Домик они строят для куклы, гараж для машинки, конюшню для лошадки и т.п. Воспитатель поможет им увидеть различие строительных материалов по форме, величине и цвету. Они осознают эти качества, сравнивая и отбирая одинаковые детали по размеру или отличающиеся по цвету, научатся подбирать и соразмерять размеры между частями постройки. Таким образом, дети будут накапливать сенсорный опыт, столь важный для их интеллектуального и художественного развития.

Строительно-конструктивные игры для детей

Кстати, в вальдорфских школах в строительные игры дети начинают играть с трех лет. В качестве строительного материала вальфдорцы используют исключительно природные материалы: шишки, желуди, каштаны, брусочки из дерева, кусочки коры, ракушки, камушки, чурбаны, спилы веток.

Согласно передовому опыту руководства играми детей, описанному в литературе, строительные игры в средней группе отличаются тем, что в них отражается опыт, ранее полученные навыки и жизненные впечатления ребят, а не только связь с конкретным предметом.


Далеко не все свои замыслы ребенок реализует, в том числе и в строительных играх. Поэтому необходимо решить важную педагогическую задачу: воспитывать и развивать у детей такие качества, которые помогут достигать поставленной цели и реализовать замысел, а именно: находчивость, инициативность поиске и использовании нужного игрового строительного материала, умение договориться с другими детьми, умение доводить дело до конца и другие.

Строительные игры в старшей группе хорошо сочетать с занятиями по конструированию, на которых дети изучают строение отдельных строительных элементов строений (окон, стен, крыш, несущих конструкций, балок, перегородок) и возможности несложного художественного оформления своих «построек». Рисунки эскизов воображаемых зданий могут стать увлекательным и полезным занятием.

Строительные игры в подготовительной группе дают возможность детям не просто повторить уроки воспитателя, а осуществить свой фантазийный строительный замысел – попробовать соорудить здание, в котором живут любимые сказочные герои из прочитанных книг или те, которые произвели на него сильное впечатление.


Нередко в строительных играх дети увлекаются настолько, что переходят к сюжетно-ролевым играм, а потом вновь возвращаются к строительным. В этом случае воспитатель может получить дополнительную информацию о представлениях, индивидуальных особенностях и интересах ребят, что важно для успешного педагогического руководства игрой.

Строительно-конструктивные игры для детей

Организация строительных игр дает возможность развивать навыки коллективного творчества и хороший художественный вкус. Пусть они увидят необыкновенные здания Гауди, «зеленые» дома с садами на крышах и самые красивые здания мира в книге или на мониторе компьютера в родном детском и попробуют воссоздать нечто подобное в своем игрушечном мире во время строительных игр.

Комментарии