Содержание:
- Игра в жизни ребенка
- Какие бывают игры (классификация детских игр)
- Творческие сюжетно-ролевые игры
- Дидактические игры
Психологи утверждают, если родители хотят наладить прочные доверительные взаимоотношения с ребенком, которые не исчезнут даже в сложные периоды возрастных кризисов, то необходимо с самого раннего возраста играть с ним. Да, уважаемые родители, вещают специалисты - малышей не эффективно воспитывать назидательными нравоучениями и наказаниями. Лучше найти свободное время для совместного времяпровождения и игры. Почему надо играть с ребенком – именно об этом мы поговорим в этой статье.
Игра в жизни ребенка
Дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств. В первые годы дети приобретают основные умения и знания об окружающем мире, у них начинает формироваться определенное отношение к людям, к работе, к личным обязательствам, вырабатываются привычки поведения в обществе, а также закладываются первые навыки, моральные и волевые основы.
Вся жизнь малыша проходит в игре, ведь только играя, он открывает себя миру и мир в себе. Развлечение – одна из основных форм организации воспитательных, развивающих и обучающих процессов дошкольника.
Игра – единственная в этом возрасте деятельность ребенка, которая обеспечивает ему ощущение полной самостоятельности и личностной свободы, подвластности предметов и действий. Именно это позволяет ему в полной мере реализовать свои фантазии и задумки.
Время препровождение в игре помогает ребенку достичь состояния полного эмоционального удовлетворения, забыть страхи, обиды и переживания, а также стать причастным к детскому обществу, построенному на равном общении его членов, получая первые навыки жизни в коллективе. Ведь где как не в игре малыш научится договариваться, решать спорные вопросы, избегать конфликтов, отстаивать свою точку зрения.
Во время сюжетно-ролевых игр происходит развитие физических и духовных сил ребенка, улучшается концентрация внимания, память, ловкость, дисциплинированность и воображение. К тому же, игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Играя, у малыша происходят серьезные изменения в психике, которые подготавливают его к последующей стадии развития и отвечают за всестороннее развитие личности. Этими факторами объясняются обширные воспитательные возможности игровой деятельности, являющейся основной в детском возрасте.
Помимо всего выше сказанного, необходимо отметить, что во время игры с ребенком родители становятся ближе, учатся понимать и доверять друг другу, возводя крепкий фундамент для дальнейших взаимоотношений.
Какие бывают игры (классификация детских игр)
Развлечения для детей очень разнообразны. Они отличаются по содержанию и организации сценария, правилам, происхождению, воздействию на ребенка и т.д. Специалисты выделяют три основных класса игр:
- Развлечения, возникающие по детской инициативе – самодеятельные;
- Развлечения, возникающие по инициативе родителя, который внедряет их с целью обучения или воспитания;
- Развлечения, идущие от исторических традиций народа и этноса – традиционные народные игры, возникающие, как по инициативе взрослого, так и самого ребенка.
Творческие сюжетно-ролевые игры
Понятие «творческое развлечение» подразумевает сюжетно-ролевую деятельность, игры драматизации и строительно-конструктивные занятия. Сценарий и сюжет действия продумывается детьми, поэтому малыши смогут проявить самостоятельность и свободу действий.
-
Сюжетно-ролевая игра
Это основной вид игровой деятельности у детей. Для таких развлечений характерны: эмоциональная насыщенность и увлеченность предметом игры, активность, творческие идеи и самореализация.
В первые годы жизни игры такого характера происходят как безролевые или со скрытой ролью. Позже действия ребенка начинают приобретать сюжетную линию, объединяясь в цепочку событий.
-
Игра-драматизация
Этому творческому развлечению присуще наличие замысла, сочетание наигранных (ролевых) и реальных действий и использование предметов и игрушек, выступающих в качестве дополнительной второстепенной атрибутики. Игровая деятельность такого характера строится на основе литературных произведений – роли, поступки героев, сюжетная линия определяются текстом произведения. Драматизация оказывает большое влияние на формирование и развитие речевого аппарата. Ребенок осваивает выразительные средства, пользуется различными интонациями и вырабатывает четкость речи, стараясь внятно произносить реплики своего героя.
-
Строительно-конструктивная игра
В этом развлечении дети отражают свои знания и умения об окружающем мире. В строительно-конструктивной игре происходит замена одних предметов на другие – постройка возводится из специальных строительных материалов и конструкторов или же из природных материалов. Многие игры протекают в форме ролевой деятельности. Дети выступают в роли строительных рабочих и возводят постройку, материалы им поставляют шоферы, в перерыв рабочие обедают, а после работы идут в кино и т.д. В процессе игры у ребенка развивается и формируется ориентировка в пространстве, появляется умение различать величины и пропорции вещей, пространственные отношения. Таким образом, строительно-конструктивная игра влияет на многогранное развитие умственной деятельности.
Дидактические игры
Дидактические игры – разновидность развлечений со специальными правилами, которые разработаны педагогами в целях обучения и образования ребенка. Эта игровая деятельность направлена на решение задач и поиск выхода из конкретных ситуаций, в тоже время она оказывает развивающее и воспитательное влияние.
Дидактическая игра подразумевает четкую структуру. Выделяют несколько структурных составляющих развлечения:
- Дидактическая задача;
- Правила игры;
- Игровые манипуляции и действия;
- Результат и итоги игры.
Дидактическая игра должна содержать заданные понятные правила. С их помощью взрослые могут управлять игрой, процессом познавательной деятельности и корректировать поведение детей в случае необходимости.
Задача дидактической игровой деятельности выводится посредством анализа цели обучения и воспитательного аспекта. Определение задачи – ключевой шаг, отображающий дальнейшие действия и развитие обучающей деятельности.
Комментарии